(Князев Евгений Иванович; 2.07.1877, Кашира - 6.11.1918, Н. Новгород), сщмч. (пам. 24 окт., во 2-ю неделю сентября - в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Балахнинский. Из семьи мещан. Рано лишившись отца, воспитывался матерью и дедом свящ. В. П. Преображенским (впосл. протоиерей). В 1887-1891 гг. учился в Венёвском ДУ, затем в Тульской ДС. В 1897 г., окончив семинарию по 1-му разряду, поступил в СПбДА. В 1902 г. завершил обучение в академии, был удостоен степени канд. богословия за дис. «Взаимоотношение между благочестием человека и его судьбою по учению Псалтири». С 6 февр. 1903 г. преподаватель Свящ. Писания ВЗ в Таврической ДС. 8 июля того же года был назначен также делопроизводителем Таврического епархиального комитета Православного миссионерского об-ва. 1 марта 1904 г. стал членом распорядительного собрания правления Таврической ДС, 18 марта того же года занял должность члена епархиального цензурно-проповеднического комитета. С окт. 1906 г. преподаватель рус. языка в частной жен. прогимназии В. А. Станишевской. В 1907 г. назначен инспектором Таврической ДС.
28 янв. 1912 г. Финляндским архиеп. Сергием (Страгородским; впосл. патриарх Московский и всея Руси) пострижен в Выборге в монашество с именем Лаврентий. 30 янв. рукоположен во диакона, а 5 февр. - во иерея. 28 февр. назначен ректором Литовской ДС и настоятелем виленского во имя Святой Троицы мужского монастыря с возведением в сан архимандрита. 17 марта того же года Л. в этот сан возвел Таврический еп. Феофан (Быстров; впосл. архиепископ). В нач. 1913 г. был избран председателем виленского отдела Союза Михаила архангела. В связи с предполагавшимся открытием Виленской ДА участвовал в разработке ее устава. Синод утвердил устав академии, однако она не была открыта из-за начала первой мировой войны. 17 июля 1915 г. последовало распоряжение военного начальства об эвакуации Виленской ДС в Витебск. Л. руководил вывозом туда части семинарского архива. В янв. 1916 г. Виленская ДС была переведена из Витебска в Рязань, через некоторое время туда прибыл Л. и приступил к обязанностям ректора.
1 февр. 1917 г. по представлению заседавшего в Синоде Виленского архиеп. свт. Тихона (Беллавина; впосл. патриарх Московский и всея России) Л. был назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии, и настоятелем нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. монастыря. 19 февр. его епископскую хиротонию в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Н. Новгорода возглавил Нижегородский архиеп. Иоаким (Левитский), в ней участвовал архиеп. Тихон. В обязанности пребывавшего в Н. Новгороде Балахнинского викарного архиерея входило председательство в епархиальном училищном совете, совете миссионерского братства св. Креста и епархиальном совете по реформе прихода. 21 февр. архиеп. Иоаким выехал в Петроград для участия в зимней сессии Синода, а временное управление Нижегородской епархией было вверено Л. (Впосл. архиеп. Иоаким за исключением непродолжительных приездов в Н. Новгород не осуществлял непосредственного управления епархией; по этой причине Л. замещал архиеп. Иоакима вплоть до увольнения последнего на покой.) Л. был награжден орденами св. Станислава 3-й степени (1907) и св. Анны 3-й степени (1910).
После Февральской революции на собрании духовенства 3 марта 1917 г. Л. заявил, что считает своим долгом продолжать молиться за имп. мч. Николая II Александровича, «пока с него эта присяга не будет снята высшей церковной властью». 6 марта Л. получил телеграмму архиеп. Иоакима о форме поминовения властей: «Вместо царской фамилии поминать богохранимую Российскую державу и христолюбивое воинство», а вскоре Нижегородский архиерей подписал постановление Синода о возношении молений «о богохранимой державе Российской и благоверном Временном правительстве ее».
В это время свящ. В. С. Гагинский организовал Комитет объединения духовенства, состоявший преимущественно из революционно настроенных низших священно- и церковнослужителей. Среди целей комитета было скорейшее устранение от управления епархией архиеп. Иоакима. Нападкам подвергался и Орловский еп. сщмч. Макарий (Гневушев), занимавший ранее Балахнинскую кафедру. Л. призывал клириков и мирян, обвинявших епископов и др. духовных лиц в «неблагоповедении», «потерпеть со христианским милосердием» и дождаться «правильного расследования дел» и суда над ними. Несмотря на миротворческие усилия архиерея, комитету удавалось на первых порах добиваться принятия нужных ему решений. 15 мая под председательством Л. открылся епархиальный съезд. При численном преобладании сторонников свящ. В. Гагинского последний был избран председателем вместо архиерея, после чего съезд принял характер политического собрания.
Л. прилагал большие усилия к возрождению в епархии церковно-общественной жизни, его поддерживала здравомыслящая часть нижегородского духовенства. В апр. 1917 г. по благословению и при участии архиерея было создано нижегородское Спасо-Преображенское братство. Оно дистанцировалось от политических вопросов, но ряд его деятелей, в т. ч. прот. сщмч. Алексий Порфирьев, стали организаторами консервативного политического союза «Христианское единение за веру и родину». 8-9 авг. 1917 г. в Н. Новгороде под председательством Л. состоялся епархиальный съезд, на котором были избраны представители от епархии для участия в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. и их заместители. Осенью 1917 г. под рук. Л. прошли собрания духовенства и мирян, посвященные выборам в Учредительное собрание. Было решено выходить на выборы самостоятельно, сформировав избирательный список союза «Христианское единение». Его руководство состояло преимущественно из членов Спасо-Преображенского братства. Духовным руководителем союза стал Л., в работе организации участвовал игум. Варнава (Беляев; впосл. епископ). По результатам выборов союз «Христианское единение» занял в Нижегородской губ. 3-е, а в Н. Новгороде - 2-е место.
После прихода к власти большевиков в Нижегородской губ. начались аресты священно- и церковнослужителей, участились захваты церковного имущества. Л. возглавлял собрания верующих, на к-рых обсуждались меры по прекращению беззакония и освобождению арестованных, направлялись коллективные ходатайства. Благодаря личному ходатайству Л. в марте 1918 г. был освобожден из-под ареста наместник Оранского мон-ря архим. Августин (Пятницкий). Вслед. финансовых затруднений после рождественских каникул 1918 г. занятия в Нижегородской ДС были отложены до 15 февр.
2(15) февр. 1918 г. после литургии, совершенной Л. в кафедральном соборе, архиерей в связи с воззванием патриарха Тихона от 19 янв. того же года произнес слово о мирной христианской борьбе с врагами веры и Церкви. Затем с разрешения властей состоялся возглавленный Л. многолюдный крестный ход с участием клириков и прихожан ряда нижегородских храмов и жителей окрестных местностей для выражения преданности Церкви в ответ на патриаршее послание, к-рое при этом неоднократно зачитывалось. 11(24) февр. после литургии в нижегородской Владимирской ц. Л. вновь возглавил крестный ход «для выражения протеста против насилия над православной Церковью».
10 апр. 1918 г. архиеп. Иоаким был уволен на покой по прошению, а временное управление Нижегородской епархией поручено Л. Согласно постановлению Поместного Собора, для избрания нового архиерея необходимо было провести собрание духовенства епархии. Л. назначил созыв собрания в Н. Новгороде на 3 июля и руководил его подготовкой. Он также был в числе кандидатов на Нижегородскую кафедру. По поручению патриарха Тихона открыл епархиальное собрание и руководил ходом выборов Волоколамский еп. Феодор (Поздеевский). 4 июля Тифлисский митр. сщмч. Кирилл (Смирнов) набрал 216 голосов из 324, Л.- 103. Однако митр. Кирилл на Нижегородскую кафедру не прибыл, а осенью 1918 г. временно управляющим Нижегородской епархией Синод назначил Алеутского архиеп. Евдокима (Мещерского).
Вслед. приближения линии фронта к Н. Новгороду летом 1918 г. в городе и губернии начались массовые аресты и расправы над подозреваемыми в контрреволюции. 18 июля был повторно арестован архим. Августин (Пятницкий). 2 авг. 1918 г. на епархиальном собрании под председательством Л. было составлено воззвание духовенства к сельским приходам. В воззвании содержался призыв к клирикам разъяснять необходимость материальной поддержки духовенства, а к верующим - оказать материальную помощь школам для подготовки пастырей и бедным и престарелым священно- и церковнослужителям. Собрание призвало верующих облечься «во вся оружия Божия [Еф 6, 11], чтобы смело, безбоязненно выйти на дело строительства Церкви Нижегородской». Впосл. эти слова были истолкованы властями как призыв к вооруженному выступлению.
10 авг. 1918 г. Поместный Собор утвердил Л. своим членом, однако в соборных заседаниях он принять участия не смог из-за невозможности оставить епархию. В этот период Л. писал патриарху Тихону о том, что ему удалось посетить арестованных священнослужителей, однако «попытки получить разрешение на совершение в тюремной церкви богослужения не увенчались успехом…» (цит. по: Дамаскин. Кн. 1. С. 163). 31 авг. были расстреляны архим. Августин, прот. Н. В. Орловский и группа мирян. В то время как братия Оранского мон-ря опасалась открыто поминать своего казненного настоятеля, Л. в Печерском мон-ре совершил соборную панихиду по убиенным священнослужителям.
3 сент. Л. был арестован сотрудниками нижегородской ЧК в Печерском мон-ре. На допросе Л. заявил, что «противосоветских» проповедей не произносил и «старался предупредить какие бы то ни было выступления против советской власти». Отвечая на вопрос о воззвании от 2 авг. 1918 г., Л. заметил, что если бы текст составлял лично он, то «воззвание несло бы характер гораздо мягче». Тем не менее епископ заявил о готовности взять ответственность за воззвание на себя. Следственное дело было направлено на рассмотрение президиума Нижегородской ГубЧК, принявшей решение о расстреле обвиняемых. Л. было объявлено о назначенной казни; он успел причаститься вместе с прот. А. А. Порфирьевым имевшимися у него Св. Дарами. В ночь на 7 нояб. 1918 г. Л., прот. А. Порфирьев и мч. Алексий Нейдгардт были расстреляны. Вероятно, их спешили казнить до наступления годовщины Октябрьской революции, поскольку постановлением 6-го чрезвычайного съезда советов от 6 нояб. 1918 г. к празднику была приурочена амнистия. Через 2 дня тела Л. и расстрелянных вместе с ним из здания ЧК были отвезены на Мочальный о-в и сброшены в Волгу. Узнав о казни Л., патриарх Тихон обратился в Совнарком с письмом, в к-ром просил объяснить причину расстрела. В Нижегородской ГубЧК был составлен документ, в котором заявлялось: «До тех пор всех этих господ архиереев Советская власть будет расстреливать, пока окончательно не сломит, не задавит преступную контрреволюционную деятельность высших иерархов среди низших своих соратников и среди всего народа».
Л. был прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 13-16 авг. 2000 г. Имя Л. было включено в Собор Нижегородских святых при его учреждении в 2008 г.